Статья в двух частях была написана Еленой Балажович и опубликована в журналах Collie Revue № 100 (Июнь 2002 года) и № 104 (Июнь 2003 года). Перевод на немецкий язык сделал Sven Schroeder. Ниже приводится оригинал статьи на русском языке.
Анатомия хвоста.
Хвост, как составная часть позвоночного столба. Строение хвоста: кости, сухожилия, мышцы. Хвост собаки можно рассматривать, как конечную часть позвоночного столба, потому что его анатомическое строение схоже со строением позвоночника. Костной основой хвоста являются позвонки, чаще всего их бывает 20-23, реже бывают колебания от 15 до 25. Первые 2-3 хвостовых позвонка развиты хорошо и имеют все характерные анатомические образования для типичного позвонка. Остальные хвостовые позвонки постепенно уменьшаются в размерах, их части изменяются таким образом, что последние хвостовые позвонки имеют вид маленьких притуплённых конусов. Такие анатомические изменения обусловлены тем, что, в отличие от других частей позвоночника, хвост собаки не несёт особой нагрузки. Тела позвонков соеденены между собой межпозвоночными дисками, которые представляют из себя волокнистый хрящ. Кроме этого хвостовые позвонки соединяются между собой связками (сухожилиями) трёх типов. Дужки позвонков соединяются междужковыми жёлтыми связками – ligg. flava. Остистые отростки позвонков соединяются с помощью межостистых связок – ligg.interspinalia. И поперечные отростки соединяются межпоперечными связками – ligg.intertransversaria. Движение хвоста осуществляется с помощью хвостовых мышц среди которых различают три длинных мышщы, они начинаются от крестцовой и подвздошной костей и множество коротких межпоперечных мышц, которые находятся между поперечными отростками хвостовых позвонков.
Крестец и конструкция задней конечности у собаки.
Крестец – это отдел позвоночника между поясницей и хвостом. Крестцовые позвонки (их 3, очень редко – 4) прочно связывают позвоночный столб с задней конечностью, при этом они испытывают значительную физическую нагрузку, как в статике, так и в динамике, поэтому эти позвонки сраслись в единую крестцовую кость, которая прочно соединена неподвижным суставом с тазовой костью. От наклона, длины и изогнутости крестцовой кости зависит посадка хвоста. При более наклонной и длинной крестцовой кости посадка хвоста будет ниже. Наклон крестцовой кости совпадает с наклоном тазовой кости, потому что они жёстко прикреплены друг к другу. От наклона тазовой кости на живой собаке зависит наклон крупа. Здесь мне хотелось бы сделать одно уточнение. В разной кинологической литературе по разному обозначают область крупа. Например, в книге M.Eirstad-Conti The Collie Standard на рисунке Points of Anatomy крупом названа именно область крестца. В то время, как крупом является вся область тазовой кости, т.е. на живой собаке длина крупа определяется расстоянием между маклоком и седалищным бугром, что как раз и будет соответствовать длине тазовой кости. Правильная длина и наклон крупа (тазовой кости) очень важна в конструкции задней конечности. Крестцовая же кость на конструкцию задней конечности никакого влияния не оказывает. Более того, из своего личного опыта в разведении колли, а так же из наблюдения за собаками других пород, я позволила себе сделать вывод, что длина крестца не коррелирует с длиной крупа и генетически. Можно наблюдать большое количество собак с отличной длиной и наклоном крупа и соответственно хорошего строения задней конечностью, но с коротким крестцом, который, разумеется, приводит к высокой посадке хвоста. Примером такого строения может служить задняя часть многих пород легавых собак. Я пишу это для того, чтобы опровергнуть частое мнение, что, если у колли высокая посадка хвоста, то у неё обязательно не правильное строение задней конечности. Очень часто это действительно совпадает, если неправильный наклон тазовой кости (например, недостаточно наклонная) приводит к неправильному наклону крестцовой кости и соответственно более высокой, чем нужно посадке хвоста. Но не редко высокая посадка хвоста вызвана только недостаточно длинной крестцовой костью, при этом длина и наклон крупа, а следовательно и строение, и функция задних конечностей хорошие. Я думаю, что экспертам нужно различать это. Потому что в этом случае мы имеем собаку только с одним недостатком – высокая посадка хвоста и в данном случае этот недостаток не является функциональным, он не оказывает абсолютно никакого вредного влияния на важнейшие фукции животного и может рассматриваться только, как декоративный дефект. Кстати, обычно более «благополучные» хвосты у сук объясняются не только их менее выраженной доминантностью. У сук крестцовая кость относительно длиннее, шире и более изогнута, чем у кобелей, что приводит к несколько другой, более низкой посадке хвоста.
Что такое короткий хвост?
Уменьшение количества позвонков или уменьшение их в размере. Искривление конечных позвонков. Я не могу ответить точно на этот вопрос. Точный ответ на этот вопрос могли бы дать анатомические вскрытия собак с длинными и короткими хвостами, подсчёт и измерение позвонков в том и другом случае. Но кто и когда делал это? Я предполагаю, что в случае короткого хвоста имеет место и то, и другое. Искривление конечных позвонков приводит к крючку на хвосте, который нельзя без усилий выпрямить. Из всех дефектов хвоста этот дефект я считаю наиболее тяжёлым и лично я строго наказываю его в ринге.
Почему хвост закручивается на спину?
У одних собак в состоянии покоя, у других в движении. Совершенно прямой хвост. Хвост, закрученный в сторону. Закручивание хвоста и поднимание его вверх (как у лайки) происходит по двум причинам. Первая и наиболее важная – это излишний тонус хвостовых мышц, именно они обеспечивают подъём хвоста в его начальной части, закручивание хвоста в конечной части происходит в большей степени из-за коротких и слишком прочных межостистых связок, в этом случае даже в спокойном состоянии конец хвоста всегда закручен. Закручивание в сторону происходит, если такая же особенность имеется у межпоперечных связок. Закручивание хвоста в стойке происходит при очень сильном тонусе хвостовых мышц, обычно к этому добавляется короткий и прямой крестец, что приводит к высокому поставу хвоста и в этом случае он ещё легче поднимается вверх и склонен к закручиванию, плюс в стойке закручивают хвосты гипердоминантные особи, подъём хвоста вверх во время движения и его закручивание (если есть вышеописанные особенности хвостовой мускулатуры и связок) происходит по причине рулевой функции хвоста при движении и, разумеется, снова у доминантных особей. Совершенно прямой хвост (хвост сеттера) – это встречается у колли очень редко и должно рассматриваться, как недостаток, потому что стандарт всё же описывает хвост у колли как серповидный, в виде серпа, или дуги с большим диаметром, во время движения хвост должен подниматься вверх и СЛЕГКА загибаться.
Аспекты отношения
Весёлый хвост – барометр настроения и средство коммуникации. Разумеется, хвост у собаки является важнейшим средством коммуникации и показывает настроение собаки. Трудно ожидать от доминантного, уверенного в себе кобеля, чтобы находясь на маленьком пространстве (какими очень часто являются ринги) среди других кобелей он бы держал хвост строго вниз. Ведь хвост для кобеля – это, своего рода, флаг. Кроме того, не нужно забывать и о рулевой функции хвоста во время движения собаки. Очень многие собаки при движении на просторном месте и в отсутсвии рядом с ними других собак несут хвост абсолютно корректно, приподнято, но практически на уровне спины или чуть выше. Но эти же самые собаки в тесном ринге, где через каждые пять шагов нужно делать поворот и на расстоянии метр и меньше находятся другие собаки, поднимают хвост значительно выше положенного. И разве мало собак, которые в ринге никогда не поднимают хвост и тем самым заслуживают похвалу судей по этому показателю, но хвост они не поднимают не потому, что он у них корректный на самом деле, а потому что эти собаки просто трусливые. Я не претендую на 100%-ную правоту, но лично я, как эксперт, не наказываю «весёлые» хвосты. Если собака несёт хвост весело для меня это говорит об её уверенности, стабильном темпераменте и хорошем контакте с хэндлером (владельцем).
Ответственность судьи в определении манипуляции, тренировки и т.д.
Если под манипуляцией считать оперативное вмешательство с целью исправления не корректного хвоста (подрезание связок и мышц), то такие собаки довольно легко узнаваемы и особенно, если операция была сделана недостаточно профессионально. Например, подрезание связок на середине хвоста с целью исправить закрученный на конце хвост приводит как бы к надлому хвоста на его середине. Такая собака поднимает хвост в его начальной части, а конец хвоста при этом безвольно опущен вниз. При более профессиональных операциях (подрезание длинных хвостовых мышц) манипуляцию определить не очень легко, особенно не профессионалу. Но даже, если эксперт на ринге и видит, что данная собака была оперирована, то в условиях выставки это почти невозможно доказать. И большинство экспертов конечно не желают затевать скандал, в котором ещё не известно как будут расставлены акценты.
Что касается тренировки, то собаку с очень плохим хвостом почти невозможно отренировать не закручивать его. Кроме того эксперт судит только то, что он видит в ринге. Ведь манипулируют не только с хвостами, но, например, и с ушами. И если я, как эксперт знаю, что у собаки «Х» дома уши стоят, но на данной выставке в ринге у неё уши не стоят, то я же не могу написать ей в описании, что это стоячие уши. Это трудная тема, которая вызывает много споров и недовольств, но правило экспертизы неизменно, что собака оценивается в ринге и оценивается то, что мы видим на момент экспертизы. Ни до, ни после.
Как заводчику можно бороться с не типичными по стандарту хвостами?
Генетика и практика разведения. Форма хвоста и манера его нести передаётся по наследству очень сильно. А на счёт «борьбы» я хотела бы процитировать одну фразу одной моей подруги (известного заводчика шелти в России), она как то сказала, что разведение собак – удивительная вещь. Сначала люди ВНОСЯТ недостатки в породу, а потом усиленно с ними БОРЯТСЯ. Мне очень понравилось это высказывание, коротко и ёмко. Не нужно вносить и тогда не будет с чем бороться.
Что же касается из моей практики и наблюдений, то какого то очень чёткого правила наследования плохих хвостов нет. Есть производители с плохими хвостами, которые очень сильно передают свою «фирменную» форму хвоста от разных матерей и в то же время есть производители тоже с плохими хвостами, но от вязки с суками, у которых корректные хвосты они дали почти всех потомков с хорошими хвостами. У себя в питомнике я никогда не делала таких сочетаний, чтобы суку с тенденцией к закрученному хвосту покрыть кобелём с плохим хвостом и поэтому мне трудно сказать, что бывает в этих случаях, но думаю, что ничего хорошего в этом случае ждать нельзя. От двух собак с хорошими хвостами большинство щенков имеют хорошие хвосты, но абсолютно не гарантировано, что все.
В заключении
В заключении я хотела бы просто отметить, что корректный хвост у колли, как и любой другой пункт стандарта, очень важен. Но всё-таки порода начинается не с хвоста. И бывает очень досадно наблюдать на выставках, когда превосходную собаку с «весёлым» хвостом ставят на любое другое место кроме первого. А на первом месте стоит собака, у которой неправильно всё, кроме хвоста. И с другой стороны, часто безмерно фаворизируется какой-либо производитель, не только имеющий плохой хвост, но и сильно его передающий потомству. Когда заводчик выбирает для своей суки очень красивого кобеля с плохим хвостом он должен чётко осознавать, что чуда не будет, недостатки передаются по наследству так же сильно, как и достоинства и, к сожалению, не редко даже сильнее.
NYITRAMENTI DON’T LOSE A VICTORY «Полли» приветствует самых терпеливых читателей, кто внимательно дочитал статью до конца и теперь в качестве иллюстрации можно посмотреть на красивое строение задней части у суки колли и правильную посадку её роскошного хвоста.
Елена Балажович, питомник д/ш колли «Нитраменти» (Венгрия)
Взято с сайта питомника. Узнать больше можно на сайте питомника «Нитраменти»