Примерно полтора века назад, в тогда еще неизведанную Новую Зеландию стало прибывать множество переселенцев из Шотландии, Англии и Ирландии. Шотландцы особенно хорошо освоились на новом месте, поскольку суровый климат и гористая местность были им привычны. Один из шотландцев, Джеймс Маккензи, стал легендарной личностью в истории Новой Зеландии. Его именем названо графство на острове Южный, а его верной собаке по кличке Пятница даже установлен памятник. Любой местный житель с удовольствием расскажет заезжему туристу, что Джеймс Маккензи был удачливым исследователем, первым европейцем, который открыл благодатную долину, впоследствии названную его именем.
Но на самом деле эта «официальная» история Джеймса Маккензи, мягко говоря, не совсем верна. Джеймс Маккензи, также известный как Джок и Мак, был высоким сильным человеком с рыжими волосами и густой рыжей бородой. И зарабатывал он себе на жизнь отнюдь не топографическими исследованиями, а банальной кражей овец. С помощью своей любимой Пятницы – овчарки-виртуоза, к тому же приученной не лаять, Рыжий Мак родил скот у местных фермеров, прятал его в укромной высокогорной долине, а потом выгодно продавал.
4 марта 1855 года с фермы «Две твердыни» исчезли 1000 овец. Пропажа скота стала неприятной неожиданностью для фермера Джона Сайдботтона, который искренне верил, что высокий забор и воинственные индейцы-маори, нанятые в качестве сторожей, делают его ферму абсолютно неприступной. Тем не менее, стадо в тысячу голов исчезло из загона без единого звука. Фермер начал поиски и вскоре обнаружил свежие следы: овец, человека и собаки. Они-то и привели хозяина овец и двух сторожей к маленькой незаметной долине, где в естественном загоне, сформированном двумя горными реками, находился украденный скот, охраняемый Маком и Пятницей.
Когда Джэймс МакКензи был пойман, то именно собачка привела людей в изумление. Она умела управляться с отарой овец лучше чем полное скотоводчесткое хозяйство из кучи работников и собак вместе взятых. Какой породы была собака, обыкновенной дворовой породы или бордер-колли, источники расходятся. Имя собаки было Пятница (Friday).
Трем мужчинам удалось скрутить могучего шотландца, однако ночью Маккензи бежал, и в руках фермера осталась только его собака. Но спустя 10 дней хромающего Маккензи все-таки задержали. Его поимка вызвала большой интерес, и на суд, где разбиралось дело «вора Маккензи», явилось множество зрителей и репортеров. Но зрелища не получалось, потому что сидящий на скамье подсудимых бородатый великан был угрюм и безмолвен. Он игнорировал вопросы судьи и вообще всем своим видом демонстрировал презрение к происходящему в зале.
Однако когда судья распорядился привести в зал собаку, Маккензи разволновался не на шутку. К удивлению собравшихся, «черная бестия», которая совершенно мистическим образом уводила с ферм огромные стада овец, оказалась небольшой, робкой черной собакой. Едва увидев своего хозяина, Пятница начала громко скулить и рваться к нему. И тут случилось невероятное: громадный Маккензи заплакал, как ребенок: «Бедная девочка, они поймали и тебя!», – сквозь слезы обращался он к своей собаке и умолял судью разрешить Пятнице остаться с ним, потому что она была его единственным другом. Он клялся, что никогда больше не будет воровать скот, если ему разрешат оставить себе собаку. Слезы и слова рыжебородого великана были столь искренни, что даже обворованный фермер проникся симпатией к Маккензи. Однако судья был непреклонен. Шотландца приговорили к 5 годам заключения, а его собаку во всеуслышание объявили перевоплотившейся ведьмой и собирались убить. Такой приговор вызвал ропот в зале, и впоследствии его опротестовали. Высшая инстанция не помиловала Маккензи, но Пятнице была дарована жизнь. Под охраной ее выслали в Отаго. По другим источникам, «мистическую собаку» продали фермеру с юга и очень скоро Пятница стала у него «овчаркой номер один», несмотря на то, что понимала команды только на гаэльском языке.
В течение года Маккензи трижды бежал из тюрьмы, но его всякий раз ловили. Правда, вскоре он был помилован и отпущен на свободу. В немалой степени такое решение было вызвано неожиданной популярностью и даже симпатией, которую удачливый скотокрад получил у местных фермеров. Но после освобождения Джеймс Маккензи исчез, и больше о нем никто не слышал. Считается, что он перебрался в Южную Америку или Австралию.
Однако его хорошо помнят в Новой Зеландии. На месте, где его схватили, стоит небольшой обелиск с надписью на трех языках (маори, гаэльском и английском): «Здесь был схвачен вор Джеймс Маккензи, который бежал той же ночью, 4 марта 1855 года». А на берегу озера Текапо стоит бронзовая статуя бордер-колли, собаки Джеймса Маккензи. Она была установлена в марте 1968 года, чтобы отметить заслуги всех пастушьих собак, без которых освоение этих земель было бы невозможно.
Народная память о тех событиях и удивительных способностях собаки закрепилась в народных пересказах и стала одной из местных легенд. Крупная часть Южного Острова так и называется теперь “Страна МакКензи” что отражено на картах и в атласах.
Памятник собаке овчарке-колли, без помощи которых выпас в этой горной стране овец был бы невозможен. Памятник был сделан местным скульптором миссис Иннес Эллиотт (Innes Elliott) и отлит в Лондоне, а торжественно открыт 7 марта 1968 года.